Первые робкие солнечные лучи пытаются
проникнуть сквозь листву и разбудить завороженную ночным мраком землю. Роса,
уже успевшая выпасть на траву, блестит холодными кристаллами, исполняя свою
неслышимую симфонию света. Не каждому удается проникнуть в тайны этой
волшебной музыки. Один, погруженный в обыденные заботы, пройдет мимо. Другой
же остановится, вглядится в эти прекрасные самоцветы, и они для него станут
новой мелодией еще несозданного произведения... Именно такой особой чуткостью
отличается известный уральский композитор Евгений Степанович Щекалёв, чье
творчество многообразно и разнопланово.
Евгений Степанович Щекалёв родился в поселке Исеть Свердловской области, в
семье, которая не имела музыкальных корней. Отец, Степан Евграфович, был
бухгалтером на Исетском щебеночном заводе. Мать, Павла Федоровна, работала в
пекарне. Семья Щекалёвых по современным городским меркам была довольно
многочисленна. Самый младший, Евгений, с детства "бредил" музыкой.
Представляя себя маститым певцом (именно этой профессии он мечтал посвятить
свою будущую жизнь), маленьким мальчиком он любил в тайне от всех выходить на
берег исетского озера и петь, дирижируя невидимому симфоническому оркестру,
вторившему юному музыканту на разные голоса.
...Радости одиннадцатилетнего мальчика не было предела, когда родители
после долгих уговоров наконец-то купили ему баян. Но в поселке в то время не
было музыкальной школы, и Евгений решает ездить учиться в Свердловск. Три
года обучения в школе усилили тягу Щекалёва к музыке, и в 1960 году Женя
поступил в Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского (класс баяна
В.В.Скороспешева). Здесь впервые проявился интерес будущего композитора к
оркестру. Огромная заслуга в этом, по мнению Щекалёва, принадлежит
В.В.Знаменскому - руководителю училищного оркестра народных инструментов,
чуткому музыканту и педагогу. Уже в стенах училища Е.Щекалёв впервые начал
пробовать перо, создавая песни и простенькие пьесы для баяна. Но свое
подлинное призвание композитора он осознал значительно позже, в стенах
Уральской консерватории им. М.П.Мусоргского, где с 1964 года занимался на
факультете народных инструментов у Т.Н.Запорожец. Проявившийся в 1967 году
активный интерес к сочинению и углубленные занятия фортепиано вызвали бурное
неодобрение педагога по основной специальности (баян). Судьба расставила свои
акценты в этом споре. Теперь уже фортепианные пьесы, романсы, песни,
"Молодежная сюита" для баяна, сюита для камерного ансамбля по
мотивам поэмы А.Блока "Двенадцать", десять этюдов для баяна -
произведения яркие и самобытные - появляются одно за другим. На пленуме Союза
композиторов 1969 года сочинения молодого автора, студента первого курса
композиторского факультета, впервые предстали перед строгой слушательской
аудиторией. Вокальный цикл на стихи Раскина из журнала "Крокодил"
вызвал единодушную веселую реакцию зала. Гостем того памятного для Евгения
пленума был Свиридов, высоко оценивший это произведение. Окрыленный
благожелательной реакцией мэтра, Щекалёв продолжает сочинять.
...Многое в формировании личности человека
зависит от окружающих его людей, и в особенности - от педагогов. Творческая
атмосфера, сложившаяся в классе Н.М.Пузея, была глубоко созвучна Щекалёву.
Николай Михайлович сумел пробудить в начинающем композиторе интерес к музыке
разных эпох и стилей, любовное и бережное отношение к уральскому фольклору.
Разнообразие творческих впечатлений юноши проявилось в новых для него жанрах
с разной стилевой ориентацией. На одном полюсе - "Уральский шуточный
хоровод", пьесы для народных инструментов, продолжающие фольклорную
линию творчества композитора, на другом - "академические опусы":
трио для фортепиано, скрипки и виолончели, вокальный цикл "Когда звенит
колокол" на стихи С.Острового, вокальный цикл на стихи С.Есенина,
Вариации на тему С.Прокофьева. Тема из третьей части прокофьевской Седьмой
симфонии, скерцозная и изящная, оказалась созвучна юношескому задору
Е.Щекалёва. В вариациях найден особый, необычный принцип видоизменения
основного материала, при котором "стиль Прокофьева" постепенно
превращается в "стиль Щекалёва".
Студенческие годы всегда наиболее насыщены по накалу чувств, предельно
эмоциональны и запоминаются на всю жизнь. Одним из наиболее памятных событий
тех лет стала для Щекалёва летняя фольклорная экспедиция: день, пропитанный
душной истомой, близится к концу; и над этим маревом плывет песня, то
задушевная, то озорная, то вдруг всколыхнет начавшуюся дремоту лихой плясовой
наигрыш... Сысерть, куда летом 1970 года отправился один из фольклорных
отрядов УГК, стала не просто одним из воспоминаний юности: в этом районе был
собран богатый песенный урожай. Многие из услышанных тогда мелодий
впоследствии органично вплелись в канву музыкальных произведений Щекалёва.
На государственный экзамен Евгений Щекалёв представил два крупных
сочинения: Симфонию и кантату "На горе крутой" на слова
В.Маяковского, Б.Ручьева и народные. "Трудно, когда тебе нет еще
тридцати лет и твой композиторский опыт исчисляется десятилетием,
переосмыслить традиционный жанр, сказать в нем свое слово. Все же симфония
привлекала широким эпическим дыханием, чувством сопричастности автора к
судьбе народа, находками в области оркестрового колорита" (Басок М.
Право на самостоятельность // Вечерний Свердловск, 1977, 17 марта).
"Язык симфонии колоритен как хохломская роспись, а свежесть его во
многом определяется живым отношением Щекалёва к форме: каждой части присущ
свой драматургический стержень, свой эмоционально-смысловой настрой. Но везде
присутствует так или иначе выраженная скерцозность..." (Вильнер Н. На
пути к слушателю // Советская музыка, 1975, №9. С. 27.)
Начало самостоятельного творчества для Е.
Щекалёва сложилось достаточно удачно. Отзывы на исполнение его произведений
единодушно предрекают молодому автору большие успехи в будущем. Уже через три
года после окончания консерватории, 19 мая 1977 года, он был принят в члены
СК СССР. Новыми крупными работами этого времени стали Концертино для баяна и
струнного оркестра и "Уральское каприччио", являющееся своеобразной
"визитной карточкой" композитора. В 1978 году каприччио было
удостоено второй премии на конкурсе, посвященном столетию П.П.Бажова. В этом
сочинении отразились образы, с давних пор ассоциирующиеся с Уралом. Волнующие
и терпкие зовы гобоя, возникающие из бессознательного прасостояния
первоначального покоя, становятся лейттемой этого произведения.
Словно причудливые узоры в калейдоскопе, настроения и пейзажи сменяют друг
друга. Настороженность, повисшие в тишине вопросы, безотчетные
предчувствия... И цепь картин: после панорамы горнозаводского Урала внезапная
смена кадра, и уже на первом плане животворящий, волшебный родник, берущий
свое начало в зачарованном подземном царстве Хозяйки Медной горы. Мягкие
переливы дерева в сопровождении струнных и челесты вызывают в памяти строки
П.П.Бажова из "Каменного цветка": "Деревья стоят высоченные,
только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из
змеевика-камня ... Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то
покачиваются и голк дают, как галечками кто подбрасывает. Понизу трава, тоже
каменная. Лазоревая, красная... разная... Солнышка не видно, а светло, как
перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются, как пляшут. От
них и свет идет" (Бажов П.П. Уральские сказы. М., 1979. С. 78).
С поэзией бажовских сказов связана и первая работа Е.Щекалёва в
Свердловском театре драмы, где в 1979 году увидело свет рампы
музыкально-драматическое представление "Малахитовая шкатулка" -
своеобразный мюзикл по мотивам произведений прославленного уральского
писателя. Огромное значение в успехе этого действа имела яркая и
запоминающаяся музыка Щекалёва. "Малахитовая шкатулка" - не
единственный театральный опыт композитора. В его творческом багаже музыка к
спектаклям "Мои надежды" (по пьесе М.Шатрова), "Шли лихие
эскадроны" (Р.Погодина), "Мальчик со шпагой" (В.Крапивина и
С.Цимбаленко).
Е.Щекалёва совершенно заслуженно называют композитором-песенником. Любовь
к этому жанру, возникшую еще в раннем детстве, он пронес через всю свою
жизнь. Семидесятые годы во многом явились поворотными в судьбе композитора. С
этого времени песни Е.Щекалёва начинают постоянно звучать в радиоэфире и с
телеэкрана, печатаются в рубрике "Песня субботы" в областной
молодежной газете "На смену".
С 1976 года началось сотрудничество композитора с Уральским народным
хором, которое продолжается и по сей день. Для хора были созданы не только
песни, но и сюита по мотивам сказов П.П.Бажова, написанная для танцевальной
группы. Из всех этих замыслов получил свое сценическое воплощение лишь
"Хоровод малахитовых дев", поставленный В.Мироновым. Однако и
остальные части композиции (плавный "Хоровод", захватывающая дух
"Огневушка-поскакушка", лирический дуэт Данилы и Катерины,
раздольная музыка "Рубинов") продолжают сегодня звучать с
концертной эстрады.
Песни Щекалёва, созданные по заказу Уральского народного хора,
разнообразны и по характеру, и по тематике. Близкие по звучанию к народным,
они отмечены какой-то особенной добротой, безыскусностью и открытостью миру.
Как не вспомнить "Звезду полей" (стихи Н.Рубцова), "Когда
говорят о России" (стихи Л.Татьяничевой). Многие песни Щекалёва приобрели
широкую известность, впервые исполненные в концертах Уральским народным хором
и его солистами: Л.Полотовой, С.Комаричевой, Т.Райковой. В исполнении
вокальных дуэтов С.Дружинина и В.Гонтаря, И.Пермякова и В.Любушкина заиграли
красками "Садик-полисадик" (стихи А.Поперечного и В.Магазинского),
"Уральские пельмени" (стихи В.Семернина). Особый творческий
коллектив - квартет "Сударушка". Его звучание гармонично, слаженно,
обладает неповторимым колоритом. "У седого тополя" (стихи
Э.Вериго), "Метелица" (стихи Ю.Уткова) написаны специально для
этого квартета.
Есть среди песен Е.Щекалёва задушевные и "заводные", энергичные
и серьезные, гражданственные и шуточные. Неуспокоенность композитора, его
стремление откликнуться на важнейшие события современности прежде всего
находили отражение в песнях "Юность комсомольская моя" (стихи
Ю.Конецкого), ставшей позывными к одноименному областному смотру-конкурсу,
"А пули еще прилетают" (стихи Р.Рождественского), посвященной теме
войны, "Утро в новенькой спецовке" (стихи Л.Ладейщиковой) и многих
других. Особое место среди песен занимает философское размышление
"Колокола" (стихи А.Дармастука). Колокол, издавна считавшийся
символом вечных, непреходящих ценностей, обретает в наше время значение
нравственного императива, способного заставить задуматься о том, как изменить
жизнь в соответствии с нормами милосердия и добродетели.
Круг поэтов, к которым обращается в своих вокальных сочинениях композитор,
достаточно широк. Здесь представлено творчество С.Есенина, Н.Рубцова,
наиболее близких композитору по своему мирочувствованию, а также стихи поэтов
Э.Вериго, Г.Георгиева, В.Гина, В.Кострова, Л.Ошанина, А.Поперечного,
В.Семернина, Л.Сорокина, с которыми Щекалёв сотрудничал лично.
Судьба каждой песни - уникальна и неповторима, как судьба человека. Одной
из первых, принесших автору широкую известность, стала песня "Где ты,
счастье, задержалось". Прозвучавшая впервые в Свердловске, она не имела
особого успеха, заслужив достаточно обидное клеймо "пародии на современный
жестокий романс". Но позднее, исполненная Татьяной Петровой, эта песня
получила право участия в конкурсе "Песня - 82", благодаря чему
завоевала популярность. Подобная ситуация повторилась и с "Песенкой
настройщика роялей", нашедшей "своего" исполнителя в лице
Л.Серебренникова.
Как рождается песня? Многие ломают голову над этим феноменом. Как-то
вместе с поэтом Георгиевым судьба забросила Щекалёва в село Кузнецово
Таборинского района, где они познакомились с Зоей Ивановной Храмцовой. Эта
женщина, потеряв на войне мужа, воспитала семерых детей. Впечатления от
знакомства отразилось в песне "Мама моя", памятной многим
слушателям в исполнении В.Толкуновой. Вообще, жизнь часто сводила Е. Щекалёва
с людьми талантливыми и работоспособными, каким является и он сам.
Исполнителями же песен Щекалёва были такие известные певцы, как Е.Шаврина,
В.Белянин, В.Топорков, Ю.Охочинский, Г.Шаталова, а также группы
"Нескучный сад", "Пламя", "Ровесник" и другие.
Сложно подсчитать, сколькими километрами измеряется "песенный"
путь Е. Щекалёва. География выступлений композитора в составе концертных
бригад огромна: БАМ, Дальний Восток, Казахстан, Орел, Тюмень, Пермь, Курган,
Печора, Челябинск, Ижевск. Не забывал Евгений Степанович и своих земляков:
Ирбит, Асбест, Рефт, Шаля, Тугулым, Тагил, Серов, Реж, Алапаевск, Камышлов -
вот большие и маленькие города региона, не раз слышавшие музыку Щекалёва. Но
где бы ни находился композитор, во всех поездках его сопровождал один из
лучших "друзей", с которым он не расставался с детства, - баян. Тальянка
и оркестр заменит, и поможет легче найти контакт с простой публикой.
Результатом многочисленных поездок Щекалёва стала безграничная любовь
слушателей к его творчеству. Не случайно его песни собирают огромную
корреспонденцию на радио и телевидении, постоянно звучат в концертах по
заявкам. Многие вокальные опусы композитора были отмечены премиями. Щекалёв
являлся неоднократным участником конкурсов
Песня - 82; 83; 87; 89
", "С песней по жизни", "Шире круг", "Споемте,
друзья", праздничных огоньков центрального и местного телевидения. В
течение десяти лет он был членом жюри областного песенного конкурса
"Юность комсомольская моя". В 1984 году Щекалёву было присвоено
звание Лауреата премии комсомола Среднего Урала, а в 1992 году - почетное
звание Заслуженного деятеля искусств России.
Девяностые годы - новая веха в творческом
пути Щекалёва. И сегодня не прерывается связь композитора с песней, хотя, по
словам Евгения Степановича, работать в этом жанре становится все труднее. В
мощном вале коммерческой продукции песня как таковая заменяется
театрализованным шоу, где собственно вокалу, мелодике если и отводится роль,
то очень незначительная. Возможно поэтому Щекалёв стал все чаще возвращаться
к своим ранним сочинениям, редактируя их. Одним из таких возрожденных
произведений является "Русская рапсодия" на тему старинного
знаменного распева "Осьмогласник". Тема духовного песнопения,
возвращающая к первоистокам земли русской, становится как нельзя более
актуальной в наше смутное время. Сочинение призывает современного, всегда
спешащего практичного человека задуматься над вечными проблемами бытия,
подняться над повседневной мелочной суетой. Новое звучание вечной темы можно
услышать и в серьезном, вдумчивом Basso ostinato для баяна, написанном в 1996
году.
Композитор открывает новую для себя тему творчества, обращаясь к созданию
детского цикла "Семь характерных пьес" для фортепиано и хоров для
детей. Хочется также отметить работы для народных инструментов:
"Завлекалы", "Вальс-элегию", Концертино для баяна и
струнного оркестра, Концерт для фортепиано с народным оркестром. А еще многое
у Е.С.Щекалёва в планах и набросках.
...Сгущаются за окном сумерки. Все в природе затихает... И как знать,
может быть и это найдет отражение в новых мелодиях Евгения Щекалёва, которые
порадуют слушателей.
О.Б. Загайнова
Приводится по: Композиторы Екатеринбурга / сост. Ж. А. Сокольская. -
Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. - 382 с.: ил.
Краткий хронограф жизни и
творчества Е.С. Щекалёва
1945. 12 ноября
|
родился Евгений Щекалёв на станции Исеть Свердловской
области
|
1953 - 1960
|
учащийся Исетской школы
|
1957 - 1960
|
учащийся музыкальной железнодорожной школы (в настоящее
время ДШИ № 9)
|
1960 - 1964
|
студент Свердловского музыкального училища им. П.И.Чайковского
по классу баяна
|
1964 - 1969
|
студент Уральской государственной консерватории им М.П.
Мусоргского по классу русских народных инструментов
|
1969 - 1974
|
продолжение учебы в Уральской государственной
консерватории по классу композиции
|
1977
|
Евгений Щекалёв принят в члены Союза композиторов СССР
|
1978 - 1992
|
участвовал в областном телевизионном конкурсе
"Юность комсомольская моя" в составе жюри
|
1979
|
композитор принимает участие в конкурсе на лучшее произведение,
посвященное П.П. Бажову. Присуждена 2 премия
|
1979
|
первая творческая поездка на БАМ
|
1980, 1981, 1985
|
принимает участие в фестивале "Дни советской музыки
в Тюменской области (в городах Тюмень, Ишим, Когалым, Тобольск, Ямбург,
Уренгой)
|
1982
|
принимает участие в телевизионном конкурсе "Песня
года", вручена премия лауреата (песня "Где ты счастье
задержалось?", сл. Л. Сорокина)
|
1983
|
принимает участие в телевизионном конкурсе "Песня
года", вручена премия лауреата (песня "Прощальная", сл.
Н.Тряпкина)
|
1984
|
Евгений Щекалёв - лауреат премии Ленинского комсомола за
активную творческую деятельность по пропаганде музыки для молодежи
|
1984, 1986
|
творческие поездки на БАМ, встречи со строителями
Байкало-Амурской магистрали и с пограничниками Дальнего Востока
|
1980 - 1985
|
ежегодные поездки в составе творческой группы по городам
Свердловской, Пермской, Челябинской, Курганской областей
|
1987
|
участие в телевизионном конкурсе "Песня года",
вручена премия лауреата конкурса (песня "На пароме", сл. А.
Поперечного)
|
1989
|
участие в телевизионном конкурсе "Песня года",
вручена премия лауреата конкурса (Песня "Кони в ночном", сл.
А.Поперечного)
|
1989
|
выпущена пластинка - гигант "Встречи-разлуки. Песни
Е.Щекалёва" фирмой "Мелодия"
|
1992
|
присуждено звание заслуженного деятеля искусств России
|
1995 - 1997
|
выпуск СD "Уральское каприччио. Избранные
произведения Е.Щекалёва" (в 3-х дисках) и "Песни Е.Щекалёва на
стихи современных поэтов"
|
2005
|
участие во Всероссийском конкурсе "Победа" на
создание литературно-музыкального сочинения, посвященного 60-летию Победы.
Композитором была представлена поэма "Над Россией весна", получен
диплом лауреата конкурса
|
2007
|
Евгению Щекалёву присвоено звание лауреата
губернаторской премии в области литературы и искусства за проект "15
посвящений родному краю"
|
2010
|
15 сентября 2010 г.
Е.С. Щекалёву в зале церковных соборов Храма Христа-спасителя вручена Премия имени Елены Мухиной в номиноции "Несломленная нота". Премию вручил 4-х кратный чемпионо Мира по плаванию, заслуженный мастер спорта Александр Попов.
|